Метеоры. Халкидики. Салоники

В Метеоры или на Халкидики я ехать вовсе не планировала, но как известно человек полагает, а Бог располагает.

Сперва мне написала моя подруга Про, что сняла на 18 дней апарты в деревне «Паскудия» (в перешейке между Первым и Вторым пальцами Халкидик, на Ситонии), а потом пошуршав по инету, я обнаружила, что из Салоников до Осло Rygge летает ryanair. Увидев цену билета в 36€, я откинула прочь сомнения и забив на свой обратный чартеный билет с острова Скиатос, решила ехать на Халкидики.
Интернет не порадовал вариантом найти какое-то морское прямое или полупрямое сообщение. Добраться до Халкидиков можно только из Салоников, ну а раз так,- то я стала смотреть варианты промежуточных интересных мест, где можно было бы что-то посмотреть и зависнуть.
В итоге всплыли Метеоры, куда я давно очень хотела попасть.

Мой паром с острова Алониссос (последний и самый маленький из обитаемых на Спорадах) отходил в в 6:30 утра и прибыл в портовый город Волос в 12:00, опоздав в лучших греческих традициях на пол часа. Альтернативой этому медленному парому был Flying Dolphin — катер метеор, отправляющийся в 6:40. Но во-первых, он стоил 45€ (в противовес парому за 24€), а во-вторых, прибывал всего лишь на час раньше и я в любом случае не успевала на прямой поезд Волос-Каламбака (примерно 2 часа в пути). Так что поплыла на тихоходном пароме. Билет брала Алониссос-Волос, но как показывает опыт, можно было брать до промежуточного Скиатоса или Скопелоса, немного секономив, и просто плыть дальше. Мест на билетах нет, и никто не проверяет их при сходе с парома. Но я не хотела заморачиваться и хитрожопить. Половину пути отлично проспала на диванчике в кафе, а потом тусила с немцем на верхней палубе. Дедок алкашно хипповоно вида плыл с собакой назад в Германию. Оказывается он приехал со своей подругой, а потом запил и она его послала. По новым гиеческим правилам собак то ли нельзя перевозить в самолете, то ли карантин, в общем хиппарь немец на Спорадосе запил и параллельно искал подвозку на машине. В итоге успел сняться и перебухать с какими-то русскими, которые снимали на Скопелосе фильм, ну и найти австрийку с минивэном, готовую взять его и собаку с собой.

После тщательного изучения информации, нашла сайт греческих ж/д, где за 7,2€ купила билет Волос-Ларисса-Калампака. До вокзала с парома плавным шагом минут 20-25.

Вот расписание поездов из/в Салоники (можно почекать на сайте греческих ж/д):

Салоники-Калампака 16:17-19:25
Салоники-Палеофарсалос-Каламбака 10:22-12:17 -12:22-13:18

Каламбака-Салоники 8:19-11:24
Каламбака-Палеофрлрс-Салоники
17:32-18:30 -пересадка 19:58-21:39
19:30-20:24 -пересадка 22:00-23:41
Цена 12-18€

Хорошо что на крошечном ж/д Волоса я догодалась уточнить про поезд на Лариссу. Его по ходу дела заменили на автобус, на котором как только все погрузились,- мы и уехали. Тётка на входе даже не стала смотреть мой принт скрин электронного билета. Я вообще одна такая ненормальная ехала с таким билетом 🙂 а греки как известно не признают ни кредиток, ни прочую электронную лабуду.
Вообще с жд билетами очень странная ситуация. Например, на какие то локальные поезда, состоящие из 2-х вагонов билеты продаются по инету, а вот на прямой поезд Каламбака-Салоники купить его можно только в кассе за 15€. Где логика?
Но есть и свои позитивные моменты. Например действует 25% скидка по ISIC’у ( спасибо моим друзьям в Крыму, выписавшим мне чудесный международный студенческий )

В Лариссе мне предстояло провести 4 часа, а учитывая, что поезд опоздал,- почти 5.
Вокзал в Лариссе был такой же крошечный как и в Волосе. Никаких камер хранения, маленький зал ожидания. Поэтому чемодан я просто поставила на перроне рядом с офисом рабочих и попросила какого-то деда приглядеть, а сама пошла гулять.
Через какое-то время засела в кафе и под фредо-капуччино (2€) провела в тени и в вайфае часок.
На вокзале перезнакомилась со всем персоналом пока заряжался мой телефон. Дядьки оказались добрые и болтливые и по очереди предлагали водички, черешни, поболтать 🙂
Наконец приехал мой «аэроэкспресс» из двух разваливающихся вагонов и мы поехали в Каламбаку.

До гостиницы, (Aeolic Star hotel — вполне можно рекоммендовать. Маленькие комнатки, но с балкончиком и видом на горы) которую я сняла в самом центре по букингу за 55€ на две ночи с завтраком (вполне приличным: большая чашка хорошего кофе, творог, яйцо, горячий сендвич, какие то сладкие булки, мед) дошла пешком минут за 15. Кинула вещи и пошла прогуляться по вечернему городку.

Поразило количество греков, сидящих по кафе! И это у них типа кризис? Хм… Когда денег нет, люди в «булочную на такси не ездят», а эти ездят да еще туда-обратно.
Позже один грек мне так объяснил тему: это греческое общение. Берут как правило кофе, но цедят его 3 часа. Вино, хоть и дешевле не берут потому что пьют его всего пару стаканов на ужин с семьей. Да и плющит с вина. Крепкий алкоголь тоже не употребляют, только если уже в баре или на диско. Так что остается все тот же фраппе или пиво (более дорогой продукт, чем вино).

Я рассматривала вариант остаться в Каламбаке на третью ночь ( так как есть только один нормальный вариант уехать отсюда на прямом поезде, который идет в 8 утра, а вечерние варианты отпадают из-за слишком позднего приезда в Салоники) и поэтому зашла в пару мест с надписями rooms.
Самый жуткий отстой без завтрака за 20€ мне предложил дед, торгующий колокольчиками на улице Vlachava. Эта улица в центре Калампаки, от которой если дойти до конца, начинается тропинка к монастырю Святой Троицы.
На этой же прекрасной улице есть несколько кафе, где зависают местные. Там я провела незабываемый вечер, наблюдая за местной молодежью. Карафель винца и мозги барана на закуску
(очень вкусные кстати) обошлись в 1,5+1,5€, что невероятно дешево. Так что будете в Каламбаке, сходите потусить на улицу Влачава.

В Таверне и комнатах на сдачу Платанас цена была 30€. За столько же, но с завтраком и прямо у подножия Метеор (по тропинке в горку до монастыря Троицы идти 40 мин) тетя Елена предлагала свои Elena’s rooms. Мне очень понравились! Цена от 30€ и выше. Есть парковка. Чисто, аккуратно. До ценра пешком 10 минут, но она может и встретить на Ж/д вокзале если что. Писать напрямую: elenamet@otenet.gr сайтик: www.elenaguesthouse.gr
Чуть выше тёти Лены и ближе к тропинке есть еще комнаты на сдачу.
Например таверна с весьма неплохой кухней Koka Roka, адр: Kanari 21, Kalampaka. От вокзала пешком по-словам хозяина 15 минут, но так как в горку, я бы заложила минут 30. Имеет смысл селиться, если вы на своей машине, нужна парковка и вы не обременены тасканием чемодана. Kokaroka@yahoo.com

На следующий день после плотного и вкусного завтрака, я отправилась покорять Метеоры.
Автобусная остановка находится в 1 мин от отеля напротив фонтана. По расписанию автобус ходит в 9, 11, 13 и едет до Великих Метеор (в летний сезон открыты 9-17, закрыты во вторник) и далее до Монастыря Agios Stefanos (9-13:30, 15:30-17:00, закрыт в понедельник). Цена билета 1,6€ в одну сторону или 3€ туда/обратно. Покупается на борту у кондуктора.
Мне и датчанке из моего отеля повезло: мы смогли сесть. Остальные толпились в проходе, а вот тем, кто хотел ехать из соседней деревни Кастраки уже не было места в автобусе. Автобус за ними поехал, привезя нас в Великие метеоры, но все же обидно терять драгоценное время на ожидания.
Маршрут стоит планировать исходя из расписания работы монастырей и их выходных дней. Эту инфу выдаст любой отель вместе с картой.
Так, я сперва хотела начать с противоположного направления, т.е приехать к Стефану, далее дойти ( там рядом, минут 15 ходу) к монастырю Святой троицы и оттуда идти или подъехать к Великим метеорам. Но вышло наоборот и начала я поход с Великих метеор потому что не хотела еще час кататься по округе на автобусе почем зря.
Вход во все монастыри подняли до 3-х евро, но опять же если проходить с большой группой, то дядька в будке не может всех отследить. Я честно покупала билеты, а потом отдавала их на выходе тем, кто стоял в очереди.

Великие Метеоры — симпатичное место, но лучше постараться быть там без групп, хотя наверное это возможно только уже вечером.
Известный так же как Преображенский мужской монастырь, он был основан в 14-м веке святым Афанасием и со временем стал богатейшим и самым влиятельным в регионе. Великий Метеор построен на скале высотой 623 метра. Раньше для входа использовалась плетеная лесница, а в 1922 г. в скале прорубили 115 крутых ступеней.

Поразили фрески в церкви: все как одна варианты «Босха по- гречески», т.е можно прямо энциклопедию пыток составлять, ибо подробнейшим образом прорисованы детали истязаний верующих: отрубленые головы, прибивание к кресту, отсекание рук и ног и тп.

Следующим стал монастырь Варлаама. До него минут 12 пешком. Он гораздо меньше. Открыт 9:00-16:00, кроме пятниц. Меня улыбнули мощи отцов основателей (которые приравнены к лику святых): три скелетных кисти рук в перстнях. А еще там хранится самая большая дубовая винная бочка, что я когда-либо видела: объем ее 12.000 литров!! Любили монахи бухнуть то похоже!

Выйдя от Варлаама я отправилась в монастырь Святого Стефана. Хотелось успеть до обеденного перерыва 13:30-15:30 Дорога под горку и бежать легче, чем идти. Добежала до развилки, а там автостопнула машину немцев. Ехали они правда только до Святой Троицы (9:00-17:00, закрыто в четверг.
Для меня этот монастырь оказался самым приятным: нет толп туристов ( похоже автобусы сюда не заезжают), а виды потрясающие!
Так как до открытия Стефана у меня было 2 часа, то я осталась сидеть на камнях Троицы, писать отчет и есть свою «матпакку»,- т.е ланч пакет.

До Стефана из Троицы пешочком по солнцепеку 20 минут.
По сравнению с предыдущим монастырем,- этот мне показался огромным. Хотя это на первый взгляд и снаружи. Женский монастырь с очень маленькой, но полностью с отреставрированной живописью внутри церквушки. В Отличие от других, много женских ликов и алтарь полностью ручная резьба по дереву. Очень красиво!
Мне повезло, я случайно попала в монастырь раньше его открытия с обеденного перерыва. Просто вошла в открытые ворота. Поэтому монастырь и церковь обозревала в полном одиночестве пока не стали подъезжать туристы. Какая-то монашка угостила меня холодным соком, что было неожиданно и приятно.

От Стефана к Агиа Триада (Троица) и далее вниз по тропинке вниз спустилась в Каламбаку. Заняло час. Но я советую все же по этой тропинке подниматься, а не спускаться, так как соблазн «более легкого варианта» перекрывается возможностью подскользнуться на тропинке, да и на колени нагрузка.
Пока шла по тропинке, на пути попалась черепаха. Позже местные сказали, что их много бегает. Я сперва хотела ее взять домой ( давно хочу, а в Норвегии нужно очередь стоять и долго), но вес в киллограм и острые когтищи меня отрезвили и черепаху я отпустила.

Из неохваченных у меня остались монастырь Святого Николая открыт (9:00 -15:30), кроме пятницы и монастырь Roussanou (9:00-18), закрыт по средам но работает без выходных в июле-сентябре.

Пара советов: берите с собой побольше воды. Хотя как в Троице, так и в Стефане можно наполнить бутылку. Из Обуви лучше одеть удобные кроссовки или сандали на треке. Тряпки завернуться дают и в монастырях. Голову женщинам можно не покрывать. Ну и конечно главный совет — не берите экскурсии, а езжайте по возможности сами. Чтобы проникнуться духом и прочувствовать Метеоры,- нужно быть с ними один на один.
А уже спустившись в жизнь и «цивилизацию»,- можно вкусно поужинать в одной из многочисленных таверен или пропустить стаканчик-другой.

Центральна ж/д станция это 8 путей. Рядом автобусные остановки. Купила билет в киоске (1€) и так как у меня еще было время, решила что сперва схожу в супермаркет и куплю воды в дорогу плюс какой-то еды с собой а потом на 45 автобусе (ехать 35-45 минут) доеду до вокзала Ктел Халкидики.
Мальчик в ларьке сказал, что если выйти из вокзала с другой стороны и идти прямо километр,- то приду к большому суперу. Пришла я в никуда в итоге, но на мое счастье мне попался Василий. Этот чудесный человек не только предложил довезти меня с чемоданчиком до Каррефура на своем скутере, но еще и повез в кафе к своим друзьям показать то, чем он занимается ( декоративный дизайн), выпить по паре рюмашек раки и отвезти на вокзал и посадить на 45-й. Все это происходило на какой-то космической скорости, и я не успевала офигивать.

Автовокзал Ктел Халкидики совсем небольшой и немного суматошный. Но хоть перронов или объявлений по-английски и нет,- тем не менее организовано все четко и погрузка багажа и рассадка происходит очень быстро. Внутри есть кафе и туалеты.
Билет по Айсику до Псакудии с 25% скидкой стоил 6,7€ и через полтора часа я уже была на Халкидиках.