Осенью 2020 года в Екатеринбурге зародилось новое для Урала культурное явление – Фестиваль паблик-арта «ЧӦ» (@cho_fest). Это большой проект, посвященный пластическим высказываниям современных актуальных художников в городском пространстве и взаимодействию общественности с объектами городской скульптуры. В рамках этого события на екатеринбургских улицах появились несколько больших и малых архитектурных форм от известных российских художников. Фестиваль посвящен уральской идентичности и планируется ежегодно, а главный девиз первого Ural public art fest ЧӦ – выражение «крепко стоять на ногах!».
Роман Ермаков (@ermakov_roman_), московский художник, создавший арт-объект «Небоскрёб», суть которого прекрасно отражает концепт «крепко стоять на ногах». Необычная архитектурная композиция стала новогодним подарком жителям Екатеринбурга. Мастер наглядно показывает, как устойчивость строится на балансе и гармонии, выражая мысль о том, что стабильность – это не монолитность, а пластичность, способность приспосабливаться к новой ситуации и быть гибким в своих действиях.
Эта работа Романа входит в серию скульптур «Танцующая ось пятого измерения», представленную на выставке в Москве. Эти объекты представляют собой живых существ, эмоции и различные состояния, живущие в пятом измерении. В их мире нет ограничений по формообразованию, и персонажи могут трансформироваться, менять цвета и положение элементов. В нашем измерении на всё действует сила тяжести, так что арт-персонажи застывают в определенной конфигурации. Арт-объект «Небоскреб» состоит из 17 объемных разноцветных деталей, а высота его достигает 6 метров.
«На данный момент паблик-арт фестивалей не так много в нашей стране. Фестиваль ЧӦ собрал самых разных авторов, продемонстрировав разнообразие стилей и решений для городского пространства. Приехав в Екатеринбург можно стать свидетелем формирования нашего ближайшего визуального будущего, – говорит Роман Ермаков. – Для меня паблик-арт должен быть самодостаточным. Работа должна пройти испытание временем. Здорово, если работа художника может оставаться интересной и образно-многогранной на протяжении многих лет. Поэтому главными качествами паблик-арта должны быть прочность и долговечность. Все мои проекты можно объединить поиском нового визуального языка, через трансформацию формы, комбинации цвета, с пассивным или активным проявлением динамики через движение или композицию»
В начале февраля появился самый необычный арт-объект уральского фестиваля – результат коллаборации двух команд SPEKTR и Hot Singles. Он представляет собой архитектурную интервенцию: два пересекающихся забора. Прием заимствован художниками из компьютерных игр и доносит до зрителя идею об излишестве заборов в городе.
Так, благодаря фестивалю «ЧӦ», инициированному известной в регионе компанией Атомстройкомплекс, карта Екатеринбурга будет пополняться
новыми интересными скульптурными объектами. На улицах столицы Урала уже установлены работы Андрея Бартенева, Покраса Лампаса, Артема Стефанова, Даниила Гильдермана. Фестиваль поддержали Министерство культуры Свердловской области и Администрация города, а кураторами выступили команда STENOGRAFFIA и питерский public art художник Андрей Люблинский, тоже подаривший свой объект Екатеринбургу. В рамках проекта проводится также образовательная онлайн и оффлайн программа.