Рубрики Art&Fashion

Выставка русской и европейской вышивки XIX в Государственном музее А.С. Пушкина

Выставка русской и европейской вышивки XIX века «ПРИЯТНО ДЛЯ МЕНЯ ТРУДИТЬСЯ ДЛЯ ТЕБЯ…» проходит в садовом павильоне Музея А.С. Пушкина @pushkinmuseum. Интерьер ампирного садового павильона, в котором представлены образцы русской и европейской вышивки XIX, воссоздает антураж былой жизни русского дворянства. Вышитые картины были непременной частью украшения жилых помещений, как в городских особняках, так и загородных имениях. Выставка продлится до конца сентября 2017 года.

В собрании Государственного музея А.С.Пушкина (ГМП) есть две большие вышивки на исторические сюжеты, образцами для которых послужили популярные среди современников полотна. Это «Петр I на Ладожском озере» с оригинала Карла Карловича Штейбена – картина которого на Парижском салоне 1812 года привлекла широкое внимание, как французской, так и русской публики, в результате чего в 1814-1818 годах на Парижской Королевской гобеленовой мануфактуре по заказу Наполеона I в подарок русскому императору Александру I был выполнен гобелен. Не менее сложная, но более уравновешенная и статичная композиция – «Битва при Ваграме» (Battle of Wagram) – заимствована у прославленного французского художника Ораса Верне.

Искусство рукоделия с многовековой историей не угасало в течение XIX столетия. Под влиянием общекультурных процессов, движений моды и смены стилей происходили естественные процессы смены художественных ориентиров и предпочтений. Яркими примерами вышивок эпохи историзма, выполненными в стиле «бидермейер» с неоготическими и ренессансными реминисценциями являются три полотна: «Украшение невесты» – переработка живописного произведения Августа Фердинанда Хопфгартена 1836 года; «Юный дворянин с ружьем» и «Юная дворянка с соколом» по оригиналам Генриха Виттиха 1834 и 1835 годов. Популярности последних немало способствовал отец художника – Людвиг Вильгельм Виттих, бывший известным берлинским издателем, печатавшим книги с шаблонами для рукоделия.

Сюжетной основой большинства вышивок являлись подобные образцы, широко издававшиеся в Германии, Австрии, Франции и привозившиеся в Россию. Особенно легко такие шаблоны было использовать для так называемых «счетных» техник – вышивки крестом, полукрестом и бисером. На выставке представлены два подлинных листа, на одном из них к разлинованному в клеточку изображению собачки подверстано изображение шкатулки, на крышку которой и предлагалось поместить готовое изделие.

Среди вышитых изделий в музейном собрании есть несколько особо ценных мемориальных предметов. Это сумочка для рукоделия, принадлежавшая кн. Вере Федоровне Вяземской, жене известного литератора и друга А.С. Пушкина; бархатный воротничок со стеклярусом Ольги Сергеевны Павлищевой, родной сестры поэта; воротнички и пелеринки Веры Александровны Нащокиной, жены ближайшего друга А.С. Пушкина; портмоне декабриста Матвея Ивановича Муравьева-Апостола, вышитое ему в подарок сестрами.

С развитием искусства рукоделия осваивались новые материалы, использовались и комбинировались разные техники работы сообразно вкусам и умениям мастериц. В собрании музея есть не только очень популярные вышивки крестом и полукрестом (гобеленовым швом), бисером, гладью, но и уникальное в своем роде настенное панно с выпуклыми цветами в помпезной вазе. Оно выделяется в общем ряду жанровых и исторических сюжетов и портретов, композиций с цветочными венками и домашними животными. Исполнительница панно – Мадам Т. Захарова. Она сочетала в своей работе несколько приемов объемной вышивки шелковыми и серебряными нитями, синелью. Включенные в общую картину лепестки цветов из почти прозрачной газовой ткани придают произведению не умозрительную, а реальную глубину и объем, также как и листья из пушистых нитей синели. Их концы немного подкручены, чем напоминают движение живых растений. Стремление к натурализму, естественности является важным компонентом общего замысла. Каждому объекту в композиции отведена своя роль. И только знание языка и символов цветов может помочь разгадать заложенный в ней смысл.

На выставке можно увидеть не только вышитые картины, но и бытовые повседневные предметы обихода: подсвечники, папки, шкатулки, каминные экраны, принадлежности для письма, домашних игр, охоты и отдыха – все они украшены вышивкой, что свидетельствует о широком распространении этого мастерства и искусстве рукодельниц. В период расцвета альбомной культуры прямо на бумажных страницах дамы вышивали венки, послания и небольшие сюжеты. Каждый такой пример представляет поистине ювелирную работу.

Садовый павильон Музея А.С. Пушкина. Москва, ул. Пречистенка, 12/2, ст.м. «Кропоткинская», вход с Чертольского переулка. Подробнее о выставке на сайте музея.

MODA 24/7

Новые публикации

М2 x Sokol fashion week сезона осень-зима 2024/25

С 20 по 24 ноября в одном из крупнейших современных многофункциональных московских моллов – ТЦ «Метрополис», состоится седьмая неделя моды… Читать еще

Международный форум «Содружество моды» в Санкт-Петербурге

19-20 ноября 2024 года в санкт-петербургском Таврическом дворце состоится III международный форум «Содружество моды». Организаторы форума, Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ… Читать еще

Лучшие рестораны Москвы и Санкт-Петербурга по версии WhereТоEat 2024

В ноябре в Москве и в Санкт-Петербурге состоялись церемонии вручения наград ресторанной премии WhereToEat 2024. Премия WhereТоEat (WTE) учреждена в… Читать еще

Фитнес для офисных сотрудников: что тренировать в первую очередь?

Какие проблемы возможны при сидячем образе жизни, в чем кроется главная ошибка только приступивших к силовым тренировкам офисных сотрудников, а… Читать еще

Сайкл-дэнс: новый формат тренировок с научным подходом

О том, какие преимущества заложены в сайкл-дэнс, а также какие фитнес-задачи они помогают решить, рассказывает эксперт-методист и координатор направления групповых… Читать еще

Лошадиная сила: быть всегда на коне!

У знаменитого геля для суставов «Лошадиная сила» новый амбассадор – легендарный хоккеист всех времен Игорь Ларионов! Вместо теле-лекаря Малахова в… Читать еще