Art&Fashion

НЕНАВСЕГДА. 1968-1985

«НЕНАВСЕГДА. 1968-1985» стала первой выставкой Третьяковской галереи после отмены режима временных ограничений связанных пандемией коронавирусной инфекции в 2020 году. Выставка посвящена периоду советского застоя – эпохи стагнации в экономике и политической жизни. Но это определение может показаться некорректным, если говорить о культуре того времени, чрезвычайно насыщенной интеллектуальными спорами, поисками и открытиями. В этот период формируется школа московского концептуализма, Андрей Тарковский и Юрий Норштейн снимают классические фильмы, Альфред Шнитке формулирует принцип музыкальной полистилистики, а Дмитрий Александрович Пригов и Владимир Сорокин создают первые образцы постмодернистской литературы на русском языке. Программа выставки «НЕНАВСЕГДА. 1968-1985» включает Zoom-дискуссии, начавшиеся в мае 2020 года, лекции, кинопоказы. На образовательном портале Третьяковской галереи «Лаврус» публикуется спецпроект. Выставка работает до 11 октября 2020 года включительно.


 


«НЕНАВСЕГДА. 1968-1985» – это выставка-исследование – вторая часть трилогии Третьяковской галереи, посвященной послевоенному советскому искусству и включающей в себя выставки о трех периодах – оттепели, застое и перестройке. «НЕНАВСЕГДА…» ставит целью проанализировать индивидуальное и массовое сознание на материале художественных произведений. Это первая попытка подобного анализа в российской музейной практике.

Юность. Часть II. 1978. (Муллашев К.В. род. 1944) Из серии «Земля и время. Казахстан». Государственная Третьяковская галерея

Восемь разделов выставки «НЕНАВСЕГДА…»

Экспозиция «НЕНАВСЕГДА. 1968-1985» построена по принципу демонстрации действия и противодействия, где действием становится общая идеологическая риторика, а противодействием – различные модели бегства от реальности. Выставка включает в себя восемь разделов, в которых раскрываются центральные темы эпохи: «Ритуал и власть» и «Соц-арт», «Религиозный мистицизм» и «Деревня», «Детство» и «Сообщества», «История и остановленное время» и «Исчезновение».

НЕНАВСЕГДА. 1968-1985

В выбранных темах феномены официального искусства соотносятся с феноменами андеграунда и альтернативной культуры по принципу кривых зеркал. В каждом разделе собраны варианты эскапизма, способы обмануть время, чтобы выйти за пределы советской жизни и еще дальше – за пределы реальности как таковой.

Однажды на дороге. 1983 (Базилев С.Н.) Холст, масло. 160 × 120. Государственная Третьяковская галерея

Первый раздел выставки, «Ритуал и власть», погружает в идеологический контекст, в котором жил человек эпохи застоя. Здесь собраны образцы монументальной пропаганды, а также произведения, отражающие состояние холодной войны. Раздел «Соц-арт» представляет ситуацию, когда способом переживания и переосмысления профанной действительности становились ироничное переигрывание и попытка посмотреть на происходящее одновременно изнутри и со стороны.

Московская вечеринка. 1971 (Пивоваров В.Д.) Оргалит, эмаль. 80 х 120. Государственная Третьяковская галерея

В следующем разделе рассматривается феномен собирательного определения «религиозная мистика», которое утвердилось по отношению к творчеству писателей и художников, увлекавшихся духовными практиками. Зачастую это были индивидуальные практики с импровизированными ритуалами в отрыве от традиционных церковных институтов. В разделе «Деревня» представлены варианты интерпретации деревенской темы – от трагедии человека, оторванного от земли, до лубочной идеализированной утопии. В эпоху застоя города притягивали все больше и больше молодых людей, а индустриальная культура заменяла собой традиционную аграрную. В то же время в деревню устремились интеллектуалы – писатели и художники – в поисках духовного ресурса и идентичности, которые обострились в позднесоветский период.

Вечер. Старая Флоренция. 1973 (Яблонская Т.Н.) Холст, масло 100 х 120. Государственная Третьяковская галерея

Еще один раздел выставки – «Детство». В эпоху застоя ребенок становится своего рода идеалом нового человека. Особую популярность приобретают жанр подросткового кино и тема первой любви. В изобразительном искусстве художники отказываются от дидактического пафоса и показывают героев в моменты познания мира, игры, досуга на природе, вкладывая в них и ноту ностальгии по собственному детству как периоду надежд и боль их возможностей. Таким образом, тема детства сопрягается с темой утраты и ностальгии.

Хороший человек была бабка Анисья. 1971-1973 (Попков В.Е.) Холст, масло, полихлорвиниловая темпера. Государственная Третьяковская галерея

В 1970-е годы начался распад больших общностей на малые группы по интересам. Тема сообществ постоянная в картинах семидесятников, которые изображают тесные компании друзей во время совместного проведения досуга, и неважно, что они делают, – важно, что они это делают вместе. А для неофициального советского искусства закрытые сообщества становятся основным условием его существования, независимого от официальной художественной сцены. В разделе «История и остановленное время» анализируется еще один феномен эпохи – массовый интерес к истории в 1970–1980-е годы. В это время получают распространение исторические романы, костюмированные драмы по мотивам классических произведений, а в живописи – множественные цитаты из шедевров разных эпох. В каком-то смысле бегство в прошлое было обусловлено потерей связей с настоящим и отсутствием картины будущего. Ретроспективизм становится одним из самых распространенных направлений в искусстве эпохи застоя, а крайней степенью эскапизма как бегства от реальности – исчезновение. Эта тема связана с ощущением потерянности, раздвоенности, попыткой найти убежище или спрятаться. В искусстве застоя возникает ключевой мотив – пустота.

Мастерская. 1983 (Назаренко Т.Г.) Левая часть триптиха. Холст, масло. 140 × 100. Государственная Третьяковская галереяmore
Вшкафусидящий Примаков. 1972 (Кабаков И.И.) Факсимиле. 1994. 47 листов. Бумага, печать факсимиле. 51Х35. Государственная Третьяковская галереяmore
Воскресный день. 1973 (Жилинский Д.Д.) ДСП, темпера. Государственная Третьяковская галерея
Венеция. 1983 (Фёдорова Т.) Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Самовар. 1984 (Коржев Г.М.) Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Железный занавес. 1976 (Группа «Гнездо») Листовое железо, масло. Государственная Третьяковская галерея
Одиссей и Пенелопа. 1978 (Эпельбаум-Марченко Б.) Двухфигурная композиция. Шамот, металл. Постамент – дерево. Государственная Третьяковская галереяmore
MODA 24/7

Новые публикации

Ничего не бойся, пойдём в кино…

Пока все переживают за судьбу «Министерства неджентльменских дел» Гая Ричи, обозреватель «Мода 24/7» Анна А. Владимирова рассказывает, что в российском… Читать еще

Дизайн переписывает правила: новые горизонты для российской экономики и культуры

Российский форум индустрии дизайна (РФИД) состоится 18-19 апреля в московском отеле «Карлтон» и планирует привлечь свыше тысячи участников. Дизайн сегодня… Читать еще

Новые смартфоны

Сеть фирменных магазинов Samsung galaxystore представила новую флагманскую линейку смартфонов Samsung Galaxy S24. Серия Galaxy S открывает дорогу в новую… Читать еще

«Сад Луизы Казати» возродил дух эпатажной маркизы

Бренд Lena Erziak представил коллекцию весна-лето 2025 (SS-2025) высокой моды в парижской резиденции, которая помнит вечеринки самой госпожи Казати. Les… Читать еще

Модные события весны 2024

Весна – время преображения. Мы снова садимся на диету и идём в спортзал, обновляем гардероб и делаем новую причёску. Индустрия… Читать еще

Модный дом Татьяны Парфёновой: диктат европейского закончился

19 марта свой день рождения отмечает Татьяна Парфёнова, модельер, живописец, писатель и автор интерьерных коллекций. Модный Дом Татьяны Парфёновой –… Читать еще