В начале декабря 2016 года в музее-заповеднике «Царское Село» открылась выставка «Матильда. Костюм к фильму Алексея Учителя». Бальные, вечерние, визитные платья и аксессуары – около 70 предметов одежды, созданных специально для кинокартины, представлены в залах Золотой анфилады Екатерининского дворца. Многофигурная сцена торжественной процессии коронации императора Николая II и императрицы Александры Федоровны составляет основную часть экспозиции. Выставка продлится до конца марта. Отдельно стоит отметить, что петербургские художники-модельеры, авторы костюмов к фильму – Надежда Васильева и Ольга Михайлова недавно стали обладателями Национальной премии в области индустрии моды «Золотое веретено».
Место проведения выставки неслучайно – на протяжении нескольких столетий Большой Царскосельский (Екатерининский) дворец был официальной летней резиденцией представителей царствующего Дома Романовых, где проводились пышные торжества, официальные приемы, балы и маскарады, устраивались оперные и балетные спектакли, звучала музыка и выступали именитые артисты. Золотая анфилада, расположенная в правом крыле Екатерининского дворца представляет экспозицию костюмов – произведений, созданных на основе исторических прототипов конца XIX–начала XX века, предназначавшихся как для повседневного ношения, так и для особо торжественных случаев и выхода в высший свет.
Съемки этой масштабной картины, посвященной известной балерине Матильде Кшесинской, длились более года и проходили в петербургских дворцах и особняках, а также в бывших загородных резиденциях (Царское Село, Петергоф, Павловск).
Выяснилось, что данный период (весна-лето 1896 года) в отечественном кинематографе раньше не воссоздавался. Поэтому все костюмы пришлось изготавливать специально для «Матильды».
Всего для съемок фильма изготовлено более 7 000 оригинальных костюмов, а также предметы гардероба – обувь, головные уборы, украшения и аксессуары. Гардероб картины создавался более полутора лет. Изготовлением тканей и костюмов были заняты более 50 швейных и текстильных предприятий, сотни мастеров Москвы, Петербурга, других городов России. Часть работ была выполнена за границей: в Англии, Индии, Китае, Пакистане и Германии. В костюмерном цехе съемочной группы работали десятки специалистов: художники, ассистенты, костюмеры, вышивальщицы, ювелиры, конструкторы, портные, фактурщики, кастелянши. Для оптимизации процесса создания костюма пришлось организовать собственную мини-фабрику с полным производственным циклом: цехами со швейным и вышивальным оборудованием, красильными и сушильными камерами, собственной прачечной.
На изготовление костюмов, задействованных в съемках, использовано более 12 тонн шелка, шерсти, бархата, сукна, габардина, бязи, хлопка, органзы и кожи.
Коронационные платья технологически изготавливались так же, как и сто лет назад: отдельно кроились и шились части костюма, вышивались фронтальные боковые и тыльные элементы. Вышивки вручную декорировались камнями, пайетками, перьями. Отдельно готовились другие декоративные детали и украшения (в ряде случаев это были живые цветочные композиции). Затем все элементы платья собирались вручную в готовый предмет гардероба. Подобных коронационных платьев для фильма сшито более ста. Специально ткались и муаровые ленты (главный торжественный элемент парадного костюма) оригинального красного и голубого цветов.
Для бальных платьев изготавливались оригинальные цветочные гирлянды. Каждый лепесток вырезался из прозрачного натурального шелка с помощью трафарета, вручную окрашивался и гофрировался, подкручивался, в зависимости от того, какой цветок необходимо получить: розу, лилию, пион, или, например, лотос. Затем цветы (а это сотни метров цветочных композиций) собирались в гирлянды, которые кропотливо и тщательно крепились к платьям.
На выставке представлены:
– коронационный костюм императора и коронационные платья императриц;
– церковные облачения высшего духовенства;
– парадные мундиры обер-камергеров и камергеров; шталмейстеров, егермейстеров;
– коронационные платья придворных;
– платья фрейлин;
– бальные и визитные платья;
– военные мундиры;
– костюмы официантов и других служащих Императорского двора, а также некоторые аксессуары женского костюма.
Выставка работает до 1 апреля 2017 года.