Топ-100

Опера в кино: новая «Аида» в «Новой Третьяковке»

OPERA HD продолжает традицию трансляций лучших современных оперных постановок из разных театров мира на киноэкранах. В рамках проекта «Третьяковка: опера в кино» состоялся показ оперы «Аида» Джузеппе Верди в новой постановке Лотте де Бер (Lotte de Beer) для Парижской национальной оперы (Opéra national de Paris). Трагедия Верди (Giuseppe Fortunino Francesco Verdi), написанная в 1871 году, повествует историю любви, случившейся во время войны между Древним Египтом и Эфиопией, которую привыкли воспринимать как грандиозную костюмированную драму. Но де Бер предложила версию настолько необычную, что действие перенеслось в Европу конца XIX века, а сама Аида предстала как артефакт колониальной культуры.

Опера «Аида» в постановке Лотте де Бер ©Opera HD

Голландке Лотте стоило невероятных усилий и энергии собрать действительно звёздный состав солистов во время пандемии, когда производство пришлось постоянно приспосабливать к коронавирусным ограничениям. Российская певица меццо-сопрано Ксения Дудникова исполнила в этой постановке партию дочери фараона Амнерис. Её партнерами по сцене стали немецкий тенор Йонас Кауфман (Jonas Kaufmann), сопрано из США Сондра Радвановски (Sondra Radvanovsky) и французский баритон Людовик Тезье (Ludovic Tézier).

Сцена из постановки «Аиды» Лотте де Бер
Сцена из постановки «Аиды» Лотте де Бер ©Opéra national de Paris, ©OnP, ©Vincent Pontet

Аида

Постановка существует в наполненном метафорами пространстве: это и колониальный музей древних артефактов и естественной истории, и вдохновлённые живописью и культовыми фотографиями «ожившие картины», и ростовые куклы Бунраку в традиционном японском стиле, и картины современной эфиопской художницы Вирджинии Чихоты (Virginia Chihota). Режиссер исследует не только трагический любовный треугольник, но и предпосылки создания самого произведения. Премьера оперы Верди была приурочена к открытию Суэцкого канала в Египте. Пьеса включает политическую линию о патриотизме и лояльности, о статусе и потере статуса.

Ксения Дудникова (Амнерис)
Ксения Дудникова (Амнерис) ©Opéra national de Paris, ©OnP, ©Vincent Pontet

Лотте де Бер не фокусируется на истории любви рабыни Аиды и египетского генерала Радамеса, который предает родину ради этой любви на фоне конфликта между двумя народами. Лотте обращает внимание на обстоятельства создания оперы по заказу правителя Египта в 1869 году Исмаила-Паши. Благодаря декорациям Кристофа Хетцера (Christof Hetzer) и костюмам Йорин ван Бек (Jorine van Beek) зритель попадает на вернисаж этнографической коллекции. Амнерис вместе с Фараоном в исполнении Ховарда Соломона (Howard Solomon) являются меценатами музея. А Радамес предстает в образе воина армии Наполеона, который привёз из Африки огромное количество артефактов.

Опера в кино «Аида». Ксения Дудникова на премьере «Аиды» в Новой Третьяковке
Ксения Дудникова на премьере «Аиды» в Новой Третьяковке ©TheatreHD, ©Мария Андреева

«Это моя вторая работа с Лотте де Бер. Первая была «Дон Карлос» в Штутгарте, – рассказала оперная певица Ксения Дудникова на премьерном показе в Новой Третьяковке. – Насчет костюма – это просто невыносимо. У меня пять переодеваний… Я уже молчу про цвет и объемы, но он еще и тяжелый, каждый костюм, он пятнадцать килограммов весит. Вот это, пожалуй, единственный момент, когда я спорила с режиссером. На самом деле, в XIX веке тоже выбора не было. Но … я ссорилась с художницей по костюмам, которая к каждому костюму прибавляла всё больше и больше. Финальная сцена – самая эмоционально насыщенная сцена, там очень много действий, и один корсет, второй корсет, платье с длинными рукавами под горло, еще и сверху накидка, и юбка с турнюром, и она хотела еще на юбку нашить какое-то французское кружево, но я сказала, что вот сейчас мы должны остановиться. Это же видно, что действительно очень тяжело физически».

Опера в кино современный взгляд

Аида представляет собой полноразмерную статую древней эфиопской женщины, а её отец эфиопский царь Амонасро – безногая деревянная фигура. Они символизируют уже исчезнувшую культуру. Куклы ведут соответственно три и два кукловода, помимо них на сцене присутствуют также и солисты, «озвучивающие» персонажей, что делает происходящее на сцене несколько парадоксальным. Аида не является человеческим существом, но на сцене она существует гипертрофированно. Как только зритель принял эту условность, всё становится ясно: европейская буржуазия хотела бы отрицать таких людей, как Аида, но чем больше этот мир хочет отрицать их, тем больше они занимают пространства. Модный взгляд Лотте де Бер, продиктован новым отношением Запада к колонизации. Парад со слонами заменен реконструкцией образов западного превосходства: фотография Джо Розенталя 1945 года «Водружение флага над Иводзимой», полотно Жака-Луи Давида 1801 года «Бонапарт на перевале Сен-Бернар», картина Эжена Делакруа 1830 года «Свобода, ведущая народ».

Куклы Significant Object, Людовик Тезье (Амонасро)
Куклы Significant Object, Людовик Тезье (Амонасро) ©Opéra national de Paris, ©OnP, ©Vincent Pontet

«Это вопрос восприятия, потому что опера – это музыкальный театр. Музыку не нужно обновлять; это абстрактный язык, – объясняет режиссер-постановщик Лотте де Бер. – Если вы слышите музыку, которая была сочинена 400 лет назад, она по-прежнему находит отклик в Вашей душе. Но театр – это идеи, тексты, шутки, межличностные отношения. А эти вещи меняются. Вот почему разговорная театральная традиция сильно отличается от музыкальной. В опере же они всегда идут бок о бок. Именно поэтому я люблю оперу».

Опера в кино «Аида». Куклы Significant Object, Сондра Радвановски (Аида)
Куклы Significant Object, Сондра Радвановски (Аида) ©Opéra national de Paris, ©OnP, ©Vincent Pontet

В ближайшее время в Новой Третьяковке планируется один показ «Опера в кино» в месяц, трансляции будут также демонстрироваться на других площадках. Более подробно о событиях этой программы читайте на сайтах Opera HD, TheatreHD и Государственной Третьяковской галереи.

608
Анна Владимирова

Привет, я много путешествую, знаю, умею и давно дружу с МОДА 24/7. В этой рубрике я расскажу вам о своих впечатлениях, где и с кем была, что узнала нового, чем живет богема и бомонд, что есть и пить, что смотреть, куда ехать, что покупать, что носить, что делать, кому жить хорошо и как.

Комментариев еще нет

Оставить отзыв

Your email address will not be published.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.