8 марта, в подарок женской половине населения, в широкий прокат выходит номинант на Оскар и Золотой Глобус – романтическая комедия «При чём тут любовь?» («What’s love got to do with it?»). Удивительно, но это первая работа режиссера Шекхара Капура (Shekhar Kapur) с 2007 года, когда на экраны вышел его шедевр «Золотой век» («Elizabeth: The Golden Age»). Новый фильм очень красочный и, безусловно, праздничный. Капур виртуозно плетёт изысканный визуальный гобелен, но уже в современной обстановке. Этот классический ромком делает серьезное заявление о кросс-культурной коммуникации. Прекрасная возможность разобраться в этнической и «скромной» моде modest fashion.
Зои (Лили Джеймс) и Казим (Шазад Латиф) – лучшие друзья с детства. Зои – белая женщина, режиссер-документалист из этнически разнообразной части Лондона. Каз – успешный британский доктор с пакистанскими корнями. И пока героиня ищет отношения в сети и довольствуется случайными связями, Казим вдруг решает жениться на совершенно незнакомой девушке, выбранной его счастливо женатыми родителями. Озадаченная Зои отправляется вместе с ним в путешествие на его большую пакистанскую свадьбу, чтобы снять документалку о браках по договоренности и ответить на важнейший вопрос – а при чём тут любовь? Идея фильма показать брак по договоренности как не что-то устаревшее, а побудить зрителей посмотреть на этот институт с другой стороны.
«Я уехала из Лондона в Пакистан в 20 лет, когда вышла замуж, – рассказывает сценарист фильма Джемайма Кхан (Jemima Khan). – Тогда я полюбила Пакистан: страну удивительную и завораживающую. С изучения контраста между восточным и западным отношением к любви и началась работа над сценарием фильма «При чём тут любовь?». Многим моим английским друзьям договорной брак кажется каким-то средневековым рабством. Я же, напротив, начала видеть преимущества в этом неромантичном способе. За то время, которое я провела в Пакистане, я видела немало успешных договорных браков. Пары, с которыми я встречалась, не начинали с любви – они ею заканчивали. Наш с мужем брак был первым союзом по любви в продолжительной истории его семьи. И первым и единственным разводом».
Шекхар – оскароносный режиссер, настоящий мастер в области режиссуры картин с сильными, эмоционально сложными героинями. Он продемонстрировал своё мастерство в фильмах «Королева бандитов» (1994) и «Елизавета». Комедийная мелодрама – совершенно новый для него жанр. Съёмки комеди «При чём тут любовь?» были непростыми. Нужны были различные кадры из разных районов Лондона и Лахора, от повседневной суеты до гламурной пакистанской свадьбы, чтобы у зрителей не возникало сомнений в том, что герои переезжают из Туманного Альбиона в Пакистан. Гримёр Тара МакДональд (Tara McDonald) и дизайнер костюмов Кэролайн МакКолл (Caroline McCall) отлично справились со своими задачами. Важно было подчеркнуть культурные различия между двумя странами, самые мельчайшие нюансы. Визажист Тара МакДональд сотрудничала со многими режиссерами. Из недавних работ стоит отметить сериалы «Уэнсдэй» Тима Бёртона. Художник по костюмам Кэролайн МакКолл – обладательница премии BAFTA, известна работой над костюмами для сериала «Аббатство Даунтон». Саймон Эллиотт (Simon Elliott) – художник-постановщик картины работал над многими популярными британскими минисериалами, включая «Чёрное зеркало». Его послужной список включает фильм «Железная леди».
«Любовь и интимность – самые частые и при этом самые неопределённые слова в нашем словаре. Несмотря на это, мы продолжаем искать истинный смысл этих слов, – размышляет режиссер Шекхар Капур. – Я увидел это в сценарии, который написала Джемайма. Он открывал возможность изучить два мира в формате романтической комедии, подчеркнув уникальность каждого».
Фильм бросает вызов любым предвзятым представлениям о том, как выглядит и чем живёт Пакистан: виды Лахора, где, кстати, родился режиссер Шекхар Капур сказочны. Переполненный базар, который может показаться хаотичным и сутолочным, в этом фильме предстает самым романтичным местом в мире, где время застыло на тысячелетия. Свадьба Маймуны (знаменитая пакистанская актриса Саджал Али) и Каза (Шазад Латиф) – это просто феерия, независимо от того, соответствуют ли свадебные наряды тому, что одевают на такие мероприятия в Пакистане на самом деле. Художник-постановщик Саймон Эллиотт и художник по костюмам Кэролайн Макколл выполнили потрясающую работу.
Мать Зои, Кэт (Эмма Томпсон), полностью принимает мультикультурализм вокруг себя: ей нравится всё – нравится еда, нравятся люди. И, тем не менее, она склонна к странноватым проявлениям из-за недостаточной осведомленности об обычаях и традициях её соседей. Однако, Эмма Томпсон (Emma Thompson) великолепна в традиционном индийском облике: ярко-оранжевый наряд, тяжелые индийские украшения. Она просто красотка.
В 1990-е годы и первые годы нового тысячелетия этнический стиль был одним из самых влиятельных в моде. Такие дизайнеры, как Кристиан Лакруа (Christian Lacroix), Дрис ван Нотен (Dries van Noten), Джон Гальяно (John Galliano), Кензо (Kenzo) и многие другие, вдохновлялись разнообразными азиатскими, африканскими, индейскими формами одежды и эстетикой, создав красочные синкретические коллекции. В этнической моде силен элемент фантазии, поэтому вещи кажутся как современными, так и из неведомых стран и земель. Этнический стиль в моде является важной, хоть и несколько забытой тенденцией. Мода продолжает приспосабливаться к многокультурным условиям, и этника, таким образом, представляет особенно богатую почву, где, возможно, взрастут интереснейшие образы и направления.
Модест фэшн – явление, пришедшее с Ближнего Востока, которое породили культурные и религиозные причины, но эта эстетика ушла в совершенно новое переосмысление, ворвавшись в обиход молодого поколения космополитов. Верная своему названию, скромная мода, примерно, может быть охарактеризована как одевание в свободно облегающую одежду и закрывающую практически всё тело, без ущерба для стиля и цветовых решений. Если вас привлекают эти образы, просто попробуйте, посмотрите, сработает ли это с вами.