8 сентября в российский прокат выходит «Три тысячи лет желаний» (Three thousand years of longing) – новый шедевр оскароносного режиссера фильма «Безумный Макс: Дорога ярости» Джорджа Миллера. «Три тысячи лет желаний» рассказывает историю о женщине-наратологе (непревзойденная Тильда Суинтон), которая во время посещения конференции в Стамбуле неожиданно встречает настоящего джинна в исполнении обладателя «Золотого глобуса» Идриса Эльбы (Idris Elba). Он предлагает ей три желания в обмен на свою свободу, и это становится началом новой сказки. Это и фэнтази, и эпос, и исследование о том, что реально, а что фантазия, ну и, конечно, фильм о любви и одиночестве. Картина основана на повести известной британской писательницы Антонии Сьюзен Байатт (A.S. Byatt) «Джинн в бутылке из стекла «соловьиный глаз».
«В этой истории, кажется, описаны все тайны и парадоксы жизни, при этом рассказ достаточно короткий, – вспоминает режиссер картины «Три тысячи лет желаний» Миллер. – Прочитанное крепко засело мне в память, как это бывает с некоторыми историями. А потом настал день, когда я понял, что готов снять фильм по этому сюжету».
Как ученый в области мифологии, героиня с прекрасным именем Алетейя знает множество вариантов, когда с желаниями всё складывается далеко не в пользу загадывающего. Поэтому прежде всего она просит джинна рассказать о своем прошлом. Так, мы знакомимся с такими персонажами, как великолепная царица Савская в платье с золотыми нитями, царь Соломон, историческая достоверность которых не является доказанной, а также с удивительными фантастическими существами и колоритными правителями Османской империи разных времен. Изначально ни зрители, ни Алетейя не могут быть уверены в том, что джинн на самом деле существует. Однако с течением сюжета «Три тысячи лет желаний» он становится всё более и более реальным. Мы путешествуем среди пышных убранств дворцов, оказываемся свидетелями жестоких сражений, темной магии, заговоров и убийств. Каждая сцена является живой иллюстрацией повествования джинна, наполненной массой сочных деталей. Каждый костюм персонажей тоже рассказывает нам о многом. Каждый флешбэк имеет повествовательную простоту сказки, и характеры персонажей передаются через их яркие образы.
«Алетейя многое знает, она настоящий мастер своего дела, но её профессионализм заключается в наблюдении со стороны, – говорит Суинтон. – Она слушает, читает, пытается понять, описывает человеческие жизни, записывает истории и фантазии других людей, но не участвует в этих историях. Она говорит, что у неё нет желаний, но ей суждено их познать. В этом заключается развитие персонажа».
Художник по костюмам Ким Барретт (Kym Barrett), известная своим сотрудничеством с другими режиссерами-максималистами, такими как Баз Лурман (Baz Luhrman) и сёстры Вачовски, впервые работает с Миллером. Барретт, помимо прочего, работала на съёмках знаменитых хорроров. В их числе фильмы «Из ада» (2001) с Джонни Деппом и Хизер Грэм и «Готика» (2003) с Холли Берри, Робертом Дауни мл. и Пенелопой Крус. Для фильма «Три тысячи лет желаний» она создала красочные и запоминающиеся образы из четырех различных эпох.
«Джинн – волшебное и практически всемогущее существо, – отмечает Миллер. – Вместе с тем, он уязвим, поскольку находится в магической ловушке. Я никак не мог придумать, кто был бы в силах справиться с такой ролью. Я видел Идриса на экране, но этого было недостаточно. Лишь во время личной встречи он открылся мне с совершенно неожиданной стороны. У него есть не только талант, но и невероятная харизматичность. С одной стороны, Идрис очень прост. С другой стороны, в нём есть какая-то необъяснимая загадка. Наверное, именно эта двойственность и является залогом его харизмы».
В мозаике из фольклорных мотивов Миллер смешивает разнообразные восточные культуры, за что фильм был осужден некоторыми критиками, как изображающий варварские стереотипы о Ближнем Востоке, даже несмотря на то, что огромное количество актеров, занятых в этом кино – турки. Однако, это не портит картину «Три тысячи лет желаний», а только добавляет ей сказочности.
Принц Мустафа, которого играет Маттео Бочелли – повторяющийся герой рассказов Джинна. Визуальным признаком Принца в фильме становится белый конь с розовой гривой. И эта удивительная деталь уходит корнями в историю. Лошадям в Турции XIX века часто окрашивали гривы в розовый цвет.
Фильм «Три тысячи лет желаний» смешивает современную жизнь с магическими силами и историческими сценами. и наполняет реальность досконально детализированными фантастическими героями. Это, безусловно, визуальный шедевр, который нужно смотреть на большом экране.