Февральский калейдоскоп

За окном всё метёт февраль, и если вам надоели лыжные прогулки и прочие зимние забавы, предлагаем Вашему вниманию несколько культурных мероприятий. Конечно, интересных событий намного больше, но о них как-нибудь в другой раз.

А. Константинов. «Блуждающие стены». 2006
А. Константинов. «Блуждающие стены». 2006 © Третьяковская галерея

Третьяковская галерея представляет ретроспективную выставку Александра Константинова – выдающегося российского художника-графика, архитектора, мастера масштабных инсталляций. Доктор математических наук, профессор кафедры прикладной математики МИЭМ, Константинов вел художественные поиски, в основу которых легли понятия пространства, плоскости и фактуры. Александр Константинов занимался созданием масштабных художественных объектов в публичных пространствах. Его урбанистические и ландшафтные инсталляции продолжали пластические темы и идеи, разработанные в графике. Монументальные инсталляции из цветного скотча прославили автора на весь мир. Художник постоянно работал с городским и парковым пространствами. В рамках празднования 150-летия Третьяковской галереи его работа «Блуждающие стены» преобразила вход в здание музея на Крымском валу. Среди его проектов – акустическое ограждение железной дороги в Люксембурге, автобусные остановки в Японии и другие жилые и промышленные сооружения. Параллельно с выставкой в Новой Третьяковке 8 февраля в «ГЭС-2» откроется инсталляция «Александр Константинов. Дом из воздуха и линий».

Л. Табенкин. «Певцы». 1997
Л. Табенкин. «Певцы». 1997 © ArtStory

Юбилейный, десятый для галереи ArtStory год, открывает выставка работ из собрания галереи «Свои/Чужие». Проект обращает внимание зрителя на видных представителей позднесоветского неофициального искусства. Dscnfdrf объединяет четырех авторов: Дмитрий Иконников, Наталья Нестерова, Лев Табенкин и Василий Шульженко. Стилистически разные коллеги и современники ярко проявили себя в 1980-е годы и были представителями так называемого «левого» МОСХа (давно устоявшаяся аббревиатура Московского отделения Союза художников) и могли предложить искусство, альтернативное соцреализму. На первый взгляд может показаться, что полотна нарочито грубоваты, однако, это впечатление обманчиво, – за кажущейся простотой и резкостью скрываются глубокие смыслы и свободолюбивая дерзость.

Н. Нестерова. Eating ice-cream in the city. 1981
Н. Нестерова. Eating ice-cream in the city. 1981 © ArtStory

«Герои композиций Натальи Нестеровой совершают обычные регулярные действия: они принимают пищу, прогуливаются, играют в самые разнообразные игры, ловят бабочек, встречают пароходы, танцуют, влюбляются, – рассказывает искусствовед Виталий Пацюков. – Но почему-то бабочки улетают, на обеденном столе исчезают вилки и ложки, пароходы, не останавливаясь, проходят вдоль берега, а влюбленные не могут найти общий язык… Картина Натальи Нестеровой живет как кораблик из детства, передвигаясь в стремительных потоках культуры, сохраняя свое изначальное светлое, неизбывность мечты, где трагичность взрослого мира всегда компенсируется великой игрой творчества».

П. Пикассо. «Голубь мира». 1952
П. Пикассо. «Голубь мира». 1952 © Анна А. Владимирова

В Altmans Gallery расположилась экспозиция «Пикасо и его современники», посвященная тиражному графическому искусству XX века: ксилографии, литографии и другим техникам тиражирования графики. В центре внимания – великий художник Пабло Пикассо и его современники: Марк Шагал, Сальвадор Дали, Хоан Миро, Фернан Леже, Жорж Брак, Андре Боден и Василий Кандинский. Графическое изображение белого голубя – один из самых узнаваемых символов мира, облетевший всю планету. Впервые голубь был нарисован Пабло Пикассо в 1949 году в качестве эмблемы Всемирного конгресса сторонников мира. Позднее неоднократно воспроизводилось им в различных вариациях. На нынешней выставке в Altmans Gallery представлена уникальная копия из тиража, отпечатанного Пабло для личного пользования.

Картины Л. Астаховой в Art Future Gallery
Картины Л. Астаховой в Art Future Gallery © Антон Прохоров

Art Future Gallery Евгения Манакина позиционирует себя как галерея искусств будущего. До 10 февраля здесь можно посмотреть персональную выставку Ларисы Астаховой «Размышления о гармонии» и отправиться в путешествие по изгибам авторских замыслов и мирам живописных форм художницы. Астахова – представитель современного магического реализма в живописи. На счету автора внушительный перечень выставок и арт-проектов. Лариса осваивает совершенно разные жанры в живописи. Язык магического реализма построен на смещении парадигм реального и фантастичного, на преподнесении обыденных вещей необычным способом на грани яви и сна. Смелые символы сплетаются у художницы с яркими формами и цветовыми акцентами. Более абстрактные композиции навеяны философией космогонии. Игры с фактурой, управление динамикой изображения, светотеневая моделировка показывают автора с хорошей базой.

Финальная сцена спектакля «Весёлые ребята»
Финальная сцена спектакля «Весёлые ребята» © Анна А. Владимирова

На Новой сцене Театра на Таганке состоялась премьера спектакля «Весёлые ребята», поставленного на музыку Исаака Дунаевского и Максима Дунаевского. Авторы размышляют на тему того, почему советские произведения вновь востребованы, что смешно сейчас, а над чем смеялись в 1934 году, когда вышла музыкальная комедия «Весёлые ребята», перевернувшая всеобщее представление об отечественном кинематографе. В новом спектакле по мотивам знаменитого фильма режиссёр Денис Азаров воссоздаёт тёплую атмосферу старого доброго кино и удивляет музыкально-акробатическими аттракционами.

Кадр с репетиции спектакля «Весёлые ребята»
Кадр с репетиции спектакля «Весёлые ребята» © Театр на Таганке

«В 1998 году я попала на мюзикл «Нотр-Дам де Пари» в Лондоне. Я была абсолютно поражена музыкой, масштабом и тем, что это возможно! Мне захотелось сделать у нас что-то подобное, такое же массовое, с такой же прекрасной музыкой. А кто один из самых лучших композиторов советских времен? Исаак Дунаевский! Так я решила сделать из кинофильма «Весёлые ребята» музыкальный спектакль. Однако для полноценной сценической версии не хватало ни текстов, ни музыкальных номеров. Тогда было принято решение обратиться к сыну Исаака Дунаевского Максиму Дунаевскому, который мог бы как-то рядом «встать» со своим отцом. Сценарий Николая Эрдмана и Григория Александрова был адаптирован для театра. В 2004 году состоялась премьера спектакля, – рассказывает историю постановки директор Театра на Таганке Ирина Апексимова. – К сожалению, у него была очень недолгая жизнь в силу того, что он был поставлен в коммерческом театре, в моей антрепризной компании. Многие годы для меня эта история оставалась больной темой. И сейчас мы решили дать ей шанс. Почему бы и нет?».

М. Шагал. «Деревня ночью». 1950
М. Шагал. «Деревня ночью». 1950 © Bashmakov Gallery

До 18 февраля в Санкт-Петербурге работает выставка «Под единым небом» одного из самых известных художников-авангардистов XX века Марка Шагала. В основе экспозиции – оригиналы графики из собрания российского коллекционера Павла Башмакова. Bashmakov Gallery находится в активно развивающемся квартале «Ленполиграфмаш» на Петроградской стороне. Выставки из собрания Bashmakov Gallery проходят во многих региональных центрах страны. Значимым событием стало представление в Главном штабе Государственного Эрмитажа «Божественной комедии» Данте Алигьери с иллюстрациями Сальвадора Дали, которую подарил музею Павел Башмаков. Великолепный библиофильский экземпляр, выпущенный в 50-е годы XX века парижским издательством, состоит из шести томов и включает в себя 100 оригинальных работ Сальвадора Дали.

Пространство галереи
Пространство галереи © Île Thélème

Галерея Île Thélème позиционирует себя как остров диалога искусств, сохранения и актуализации культуры прошлого, площадку для образовательных и культурных мероприятий. Основные направления деятельности художественного пространства – экспозиции, кино, концерты и лекторий. В феврале на площадке галереи проходит выставка петербургского художника Владимира Паршикова. Художник-аскет, Паршиков оберегает свой образный мир от иллюстративности. Близкие ему темы из литературы, поэзии, мифологии он помещает на холст как архетип, знак сюжета. Его работы строятся на тонких цветовых сочетаниях. Лекционная программа сосредоточена на учениях Древнего Китая. Посещение бесплатное, по регистрации.

В. Паршиков
В. Паршиков © Île Thélème
Комментариев еще нет

Оставить отзыв

Your email address will not be published.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.