Татьяна Евгеньевна Михалкова – президент Благотворительного фонда «Русский Силуэт», почетный член и член-корреспондент Российской академии художеств (отделение дизайна), академик и вице-президент Национальной академии индустрии моды. О необходимости деятельности Татьяны Евгеньевны говорят не только русские дизайнеры: Вячеслав Зайцев и Валентин Юдашкин, Виктория Андреянова и Ирина Крутикова, Татьяна Парфенова и Игорь Чапурин, но и дизайнеры Франции, Италии и Германии. Благодаря усилиям Татьяны Михалковой в работе фонда в моду пришли известные теперь русские модельеры: Александр Терехов и Татьяна Алехина (финалисты 1999 года), Виктория Газинская (финалист 2003 года), Руслан Гуменный (победитель 2006 года), Джемал Махмудов (финалист 2009 года) и многие другие. Сейчас ведется работа над финалом XIII Международного конкурса молодых дизайнеров «Русский Силуэт». Татьяна Михалкова рассказала Илье Тихонову, главному редактору Мода 24/7, об истории конкурса и о том, чего ожидать от финала конкурса в марте 2021 года.
— Благотворительный фонд «Русский силуэт» был создан в 1997 г., изначально какие цели фонд ставил перед собой, для чего он был создан?
— Действительно, нашему фонду больше 20 лет. Многое сделано – есть чем гордиться, мы многое сделали для России, ближнего зарубежья, даже можно сказать для мира. География нашего конкурса огромнейшая. Но когда все начиналось, это было «просто слезы». Если вы помните 90-е годы, тогда менялась вся структура, рухнул железный занавес, разделяющий Россию и Европу. К нам пришли все иностранные марки, о которых мы мечтали, мы ходили на презентации уже старой-старой коллекции, но известной марки. И мы считали себя сопричастными к этой мировой моде. Если вы помните, выстраивались очереди за джинсами. Москва – это был центр торговли, не культурный центр, где проходят редчайшие, уникальные выставки, не как сейчас. Это было время малиновых пиджаков. Я не знаю, чем это объяснить. Видимо, потому что мы были изолированы, и нам казалось, что с этими марками и с этими именами, и с этой одеждой мы сразу войдем в какой-то другой мир, мир мечтаний многих девушек о красивой жизни с красивой картинки.
Татьяна Михалкова:
- Лауреат Национальной премии в области индустрии моды в номинации «За честь и достоинство в профессии».
- Лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства (2001г.)
- Международный Академический Аккредитационный и Аттестационный Комитет МАААК «Доктор креативных искусств» (2003г.)
- Орден за большой личный вклад в развитие гуманитарного сотрудничества во имя высоких идеалов ЮНЕСКО и реализации программ, от Московского Международного Фонда Содействия ЮНЕСКО (2006г.)
- Орден «Милосердия-во имя России» за активную созидательную деятельность по возрождению государства России с занесением имени в «Книгу почета и чести России» (2007г.)
- Орден «Первопечатника Ивана Федорова» (2008г.)
- Диплом Министерства промышленности и торговли РФ за особый вклад в развитие промышленности в России (2015г.)
- Золотая медаль имени Льва Николаева – за существенный вклад в просвещение, популяризацию достижений науки и культуры (2016г.)
- Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2017г.)
Я помню, показы наших домов моды проходили в полуподвальных помещениях, где были в основном первые дискотеки и где можно было дизайнерам заработать хоть какие-то деньги. Было, конечно, пристальное внимание к иностранным домам, и на Кузнецком мосту в основном смотрели на иностранные марки, дома моды, они блистали и были, так сказать, уже раскручены. За ними стояли глянцевые журналы, столетие существования этих журналов. Нам всё это было недоступно.
Я вспоминаю свою работу на Кузнецком мосту, 14. «Общесоюзный дом моделей» – в свое время единственный, который выезжал заграницу, куда приезжали первые лица государств. Проходили показы с моим участием для жены президента Америки, и других государств. И мы гордились тем, что могли сделать. Мы действительно многое сделали: подняли промышленность в Советском Союзе. Было сколько фабрик, вообще не счесть, свое производство, свои ткани, многое, чем можно было гордиться. Свои художники работали в «Общесоюзном доме моделей». Они были блистательны, 25 человек – ну просто бриллианты. В это время и Зайцев начинал свою карьеру. Он не боялся ничего, был свободным человеком, устраивал показы в посольствах, общался с иностранцами (тогда это было запрещено), давал интервью, его приглашал весь мир. Но вот когда мы выезжали с коллекцией, он не мог поехать, потому что все-таки многое было нельзя.
В 90-е, когда рушились старые устои, строились новые взаимоотношения, никто не понимал, как все это сложится. Я приходила в «Общесоюзный дом моделей», тогда директором был Александр Игманд – наш ведущий дизайнер, вот он как осколок той страны Советской, знал все про производство (Советский Союз объединял 15 республик) и тематические разработки по дизайну. Иногда мы посвящали несколько дней показам. Это были километры кронштейнов, несколько дней все дома съезжались: отдельно трикотажный дом моделей, отдельно аксессуары, обувь, шляпы, бижутерия, верхняя одежда. То есть были разработки на всю страну. И, в общем-то, эта система была неповоротливой – если ты не так сделал вытачку или нарушил госзаказ, с тобой будут разбираться. Но все равно, мы относились к Министерству легкой промышленности, и каждая коллекция принималась министром. Тарасов тогда приезжал, утверждал каждую коллекцию для заграницы. Была система, были ГОСТы, свое производство. И вот пришли абсолютно новые времена. Мы хотели, чтобы было больше свободы, чтобы к нам «пришла» и Европа. Мы хотели соединить часть Европы и Азии, но никто не знал, во что это выльется и как это будет. Конечно, первые шаги были уродливыми. У нас тогда не было недель моды, ни prêt-à-porter. Конечно, приглашались Достманом (Александр Леонидович Достман – президент Недели моды в Москве, президент культурно-благотворительного фонда «Артэс», президент Ассоциации Высокой моды и прет-а-порте) лучшие дома моды из Европы, проходили показы наших ведущих дизайнеров. Но все это было, как капля в море во всем экономически новом пространстве. Поэтому «Русский силуэт» возник именно как помощь российским дизайнерам, которые в новом времени не нашли свое место. Как конкурировать с известными домами моды, в которые вложены огромные деньги. Вначале им помогало государство, например во Франции. Они владели столетней культурой ведения менеджмента. Наши дизайнеры, кроме того, как творить, вообще ничего такого не знали. И все решалось на уровне государства, а теперь каждый должен был отвечать за себя. Мы начали с того, что «собирали» картину всего того, что происходит в мире моды. Даже хотели издать книгу, потому что был разброд и шатание: не знали, какие ведущие модельные агентства работают, помните, тогда были модельные агентства «Red stars», «Modus Vivendis», с которыми мы сотрудничали. Мы не знали, какие у нас ведущие дизайнеры в стране, какие выжили, какие будут существовать. Нам надо было создавать картину моды по всему постсоветскому пространству в помощь российскому дизайнеру. Мы вообще не знали, какой он. Мы понимали, что не просто ведущим дизайнерам в стране. Но хорошо, что появилась идея, моя личная идея – помочь именно молодым. Потому, проехав по всему миру, я продолжаю это утверждать – что у нас потрясающие учебные заведения.
Татьяна Евгеньевна – замечательный совершенно человек, который с большой любовью и энергией занимается столько лет проектом «Русский Силуэт». У меня лично это вызывает большое чувство уважения. Я просто удивляюсь, где она берет силы для того, чтобы так много заниматься и ездить по разным городам. И надо сказать, что это довольно серьезно с ее стороны, а не просто какое-то формальное сидение на президентском месте. Модный дом «Татьяна Парфёнова», безусловно, участвует в жюри, иногда берет на стажировки, но достаточно нечасто. Мы каким-то образом все-таки стараемся выделить более интересных студентов. Мой ассистент был лауреатом этого конкурса из Новосибирска и уже работает шестой год. У меня мало ассистентов, вернее, всего один – это молодой человек, тот самый лауреат конкурса «Русский силуэт». Зовут его Денис Ведренцев. – Дизайнер Татьяна Валентиновна Парфёнова, основатель и руководитель модного дома «Татьяна Парфёнова».
— Кто стоял у истоков фонда «Русский Силуэт»? С кем Вы начали работать?
— Сама идея – помочь российским дизайнерам была моя. Выбранная ниша – студенты, молодежь, которая и начала участвовать в конкурсах. Я счастлива, что на первом этапе нашла поддержку у людей из телевидения, у Александра Викторовича Митрошенкова (Александр Викторович Митрошенков – советский и российский журналист, медиаменеджер, продюсер. Вице-президент Академии Российского телевидения, член Международной академии телевизионных искусств и наук ЭММИ (Emmy Award, США), вице-президент Совета Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР), президент «Трансконтинентальной МедиаКомпании»), который был на телевидении человеком с именем, с возможностями. Потому что, если ты что-то проводишь и это не освещается, то как будто ничего и не происходило. У него были свои информационные программы на всех каналах. То есть когда мы проводили что-то, это сразу попадало на наши ведущие каналы. Мы делали репортажи прямо из каждого региона с места события, и это раскрывало нам другие возможности. Потому что через телевизионное время, через возможности видеть себя, раскрывались другие горизонты. Тогда не было ни конкурса «Голос», ни танцевальных конкурсов. Мы были первыми – первопроходцами, мы открывали и делали этот конкурс, начиная с нуля. Составляли базу данных всех-всех регионов, всех, кто работает в моде по стране. И нам, конечно, нужен был выход за рубеж.
Потом мы сделали свою программу о моде, часть которой освещала показы мод, которые проходили в Париже. Конечно, наша страна была лишена такой информации, поэтому наша программа имела успех, громадный рейтинг. Мы ездили 4 раза в год в Париж, записывали все, что там происходит в prêt-à-porter и couture. А вторая половин программы была посвящена «Русскому силуэту». И когда мы приехали в Сибирь, еще никто не видел и не знал, что происходило. В Омске – сильнейшая школа: Галина Толмачева (Толмачева Галина Васильевна – заведующая кафедрой дизайна костюма ОмГТУ, профессор, член Союза дизайнеров России, заслуженный работник культуры РФ) поднимала этот пласт в свое время. Первые десятилетия она активно участвовала, она звучала. И мы первые произнесли на всю страну: зачем вам ехать в Лондон обучаться? У нас потрясающие педагоги, потрясающая школа в Сибири. Мы привозили туда из «Британского Совета» (British Council) и педагогов, и организаторов. Они первые присутствовали на наших конкурсах, шли в закулисье, что-то покупали. Хотя их просишь, что коллекция потом будет не цельной, не надо распарывать ее и как-то по дешевке продавать. Но они так видели смысл бизнеса. Они поддерживали российских дизайнеров. Мы отправились и на Урал, в Екатеринбург, там Людмила Кокорева, наш любимый профессор-педагог. Были в стране глыбы…
— В 1999 году прошел первый конкурс. Кто были первыми партнерами, помимо Митрошенкова?
— Компания Александра Митрошенкова, конечно, всегда была рядом, все сотрудники (в компании сейчас насчитывается более 600 человек), когда мы проводим конкурсы, соединяются, потому что сейчас это огромнейшая национальная программа. А когда мы начинали и составляли базу, у нас было всего лишь восемь городов. Для первого конкурса восемь городов: Санкт-Петербург – Алексей Толощук (Алексей Юрьевич Талащук – Творческий руководитель СПГХПА имени А.Л. Штиглица) нам помогал, Екатеринбург – профессор Людмила Кокорева (Людмила Владимировна Кокорева – заведующий кафедрой «Дизайн одежды» УрГАХУ), Омск – профессор Галина Толмачева, Ростов-на-Дону и Москва, конечно же.
Я работала в жюри Русского Силуэта с самого начала, и всегда отбирала конкурсантов для стажировки в доме моды. Это очень серьёзный конкурс, где побеждают лучшие из лучших абсолютно честно и прозрачно. Два конкурсанта работают в моей команде уже более 10 лет, и за это я благодарна. Татьяна – душа Русского Силуэта. Её амбиции в этой истории стоят даже не на десятом месте, её административный и человеческий ресурс тратится на помощь и продвижение ребят без остатка. Сотни модельеров получили шанс и воспользовались им. Это шоу, это праздник, но когда закрывается занавес, начинается самое интересное, реальная жизнь и работа. Мода в России обязана Татьяне Михалковой своей свежей неутомимой порослью. Молодые дизайнеры России под надёжным крылом. Я бесконечно горжусь знакомством и очень люблю. – Дизайнер Виктория Андреянова, руководитель Дома моды Victoria Andreyanova, основательница брендов Victoria Andreyanova и Parole by Victoria Andreyanova.
Первый конкурс назывался «Я помню чудное мгновенье». Это был юбилей Пушкина и фраза из стихотворения поэта. И все студенты целый год ходили с его томиком, они воодушевлялись его стихами. На подиуме звучали стихи поэта в исполнении артистов и параллельно выходили коллекции. А проводили все в музее Пушкина (ГМИИ им. А.С. Пушкина), и сама Ирина Александровна Антонова очень помогала нам в этом, потому что доступ, конечно, был лимитирован, договориться было сложно. Она нам поверила, и, вы представляете, пустить целую огромную команду-банду из дизайнеров, из манекенщиц, около ста человек, которые бегали по всем залам. Это был самый большой подиум, особенно главная лестница, ведущая на второй этаж. Мне очень хотелось, чтобы все наши дизайнеры из разных городов волной сходили бы по этой лестнице, тем самым показывая нашу многонациональную страну. Я очень благодарна всем, кто стоял у истоков, а это были и наши ведущие дизайнеры, и лауреат Государственной премии Ирина Крутикова (мы до сих пор вместе), и Александр Ингманд, который возглавлял наше жюри. Он был лучшим специалистом по мужскому костюму, «последний из могикан», поддерживал всегда, ездил на все конкурсы в провинциях. Словом, бескорыстно поддерживал это начинание. Конечно, нам нужна была поддержка, потому что с первых же шагов представляли, что это будет не только внутренний конкурс – мы хотели выйти на международный рынок. Мы после первых же шагов поехали на фестиваль в Каннах. Я помню, мы пригласили из Якутии Августину Филиппову, которая только начинала. Ведущий дизайнер Якутии, она никогда не выезжала заграницу, никогда не была в Москве, и представляете, сразу в Канны. Она потеряла свою коллекцию, не знала, кто ее привезет. Мы с помощью полиции все разыскали и привезли. Это был бешеный успех, потому что она создала именно национальную коллекцию с использованием бисера, перьев, национальных мотивов. Франция, которая уже подустала от всех изысков, проявила вдруг такой живой интерес к национальной коллекции. Сейчас она мэтр, показывала свои коллекции в Кремле, по всему миру. Августина Филиппова уже посылает своих учеников из Якутии к нам на конкурс.
За эти годы произошли такие изменения, а все начиналось нелегко: с трудом восстанавливали связи, с трудом вывозили. Иностранные модные дома не хотели брать наших дизайнеров на стажировку, впускать к себе российских дизайнеров. Потому что у них свое законодательство – они не имели право ни принимать на работу, ни на стажировку. Это все надо было согласовывать. У нас были непростые отношения с Грузией, и к нам могли приехать на первый конкурс, а потом не выпускали даже в Грузию. Мы выходили на МИД, подписывали письма, договаривались, пробивали участников, стажировки. Это все требовало огромных усилий, все запустить, узнать, сделать карту – 32 полуфинала. Если нас было восемь городов, то теперь вы представляете – 32 полуфинала. Везде, где работают представительства «Русского силуэта», где целые команды, все проверяется по паспортам, все должно быть открыто, прозрачно. То есть проводилась колоссальная работа со всеми регионами и с ближним зарубежьем.
Профессор Кузьмичёв (Виктор Евгеньевич Кузьмичёв – заведующий кафедры конструирования швейных изделий Ивановского государственного политехнического университета) тоже был у истоков «Русского силуэта». Раньше когда приезжали в разные города, мы привозили съемочную группу, фотографов, ведущих дизайнеров. Мы высаживались как десант, для городов это было большим событием. В информационных программах мы освещали и музеи, которые там были расположены, и историю. Виктор Кузьмичев потрясающий конструктор, он наладил «Русский силуэт» в Китае, только у них звучит как «Китайский силуэт». Но это тот же самый конкурс. К нам он каждый год приезжает из Китая с новыми технологиями, с новыми возможностями. Но должна сказать, никакой не было протекции. Мы глубоко уважаем Виктора Евгеньевича. Он получал орден от госпожи Путиной, но китайцы никогда на нашем конкурсе не получали призов. Вот удивительно, понимаете, хотя они были отмечены несколько раз.
Вот еще интересный момент, когда мы начинали, мы думали: почему бы не взять одного дизайнера, мы знаем всю базу, и вот с ним сделать ну типа Zara, чтоб все было наше, вся структура. Мы купили уже фабрику в Китае, раскручивали дизайнера, посылали его в Швейцарию – сделали все возможное. Но потом поняли, что дизайнер начал предполагать, что это все она сделала сама. Это какая-то неблагодарная миссия, потому что выяснять с дизайнером потом, что мы его создавали и он должен считаться с нами… Потом получалось, что так мы поддержим одного и все, но этого было мало. И нам нужна была глобальная идея в помощи молодым.
Сейчас появилось много конкурсов, движений. Но мы, конечно, занимаем ведущую роль, и наш масштаб: территория, количество участников, возможности, фильмы, которые мы делаем с ведущими каналами («Первый канал», ВГТРК, канал «Культура») – все это дорогого стоит. И никто так не может провести, организовать, как мы.
— Татьяна Евгеньевна, я хочу вернуться к первому конкурсу, вы можете назвать цифру, сколько было дизайнеров, представленных в Пушкинском музее, кто вошел в жюри и кто был победителем и получил гран-при «Русского силуэта»?
— Я могу, конечно, сейчас путать цифры, факты. Ведь, поймите, какие цифры нашего конкурса – 3000 дизайнеров участвует в конкурсе ежегодно. Прошло 12 конкурсов, за которыми стоят полуфиналы в 32-х городах. Сто победителей, которых мы посылали на стажировки. Я помню, что у нас победили ивановцы и, по-моему, из Омска. Мы поехали целой командой в Германию, где они получили приз. Девочки не знали немецкого языка, им наняли переводчиков, чтобы могли стажироваться, общаться. Их пустили на свое производство. Когда я увидела, что фабрика-то не то, что в Китае – у них небольшие мощности, но умелый менеджмент продаж. Продать другим, разместить, это все делается через компьютеры. Я просто потрясена тем, как работает их производство.
Потом девочки вышли на наш рынок, вышли и на Сибирь, там открывали свои бутики. Мы делали о них много сюжетов и в прессе, и на телевидении. Я помню конкурсы, когда у нас в представительстве жюри сидело около 20-ти человек: и наши дизайнеры, и со всего мира.
— Кто был первым зарубежным членом жюри «Русский Силуэт»?
— Первыми были из Франции. Нам помогало посольство этой страны, жена посла – образцовая женщина. Были фирмы, которые пришли к нам тогда уже, к примеру, дом моды Ив Сен Лоран (Yves Saint Laurent). К нам всегда на конкурсы приезжают со всего мира: из Италии, Франции, Германии, потому что всем нужна свежая кровь. К нам всегда приезжают ведущие дизайнеры со всего мира. Они выбирают на стажировки в свои Дома. Вот я помню конкурс, где победителем вышли по математическому подсчету жюри Россия и Грузия. У меня был шок, потому что все проводилось на деньги России, а вдруг, я думаю, приз сейчас «уедет» в Грузию. Поверьте, были сильные и с русской стороны (Омская школа), и с грузинской (дизайнер Нино Чубинишвили). Просто господь так управил, чтоб было одинаковое количество голосов. Из Грузии они даже привезли своих манекенщиц, то есть важно, как преподнесешь.
А потом мы эту коллекцию повезли и в Монако. Во время показа присутствовал премьер-министр страны, принц Альберт. И одна девочка из Грузии получила возможность стажироваться в Америке. У нас была дизайнер из Америки, которая делала фильмы про Кеннеди, у нее призы Эмми, она член Киноакадемии, вручающей Оскар. Она просто была в восторге от наших дизайнеров и тут же выбрала и договорилась, чтоб они прилетели в Америку. И вот нашей победительнице из Сибири, когда заполняла анкету – у нее мужа нет, детей нет, денег нет, ничего нет, исходя из этого визу не дали. Но мы послали ее в Европу. Так все начиналось, так мы налаживали связи, так пытались помочь нашим молодым дизайнерам.
— Татьяна Евгеньевна, сегодня конкурс является крупнейшим смотром дизайнеров в русскоязычном мире, во скольких городах отбираются финалисты конкурса, кто является партнером в региональных этапах?
— Фонду «Русский силуэт» более 20-ти лет, столько же лет мы дружны с ведущими дизайнерами нашей страны, в каждом регионе. И, я счастлива, что судьба меня свела с такими мощными, сильными, крупными игроками в этой области. Они как тогда были, так и сейчас существуют на модной арене. Взять, например Людмилу Арсентьевну Иванову из г. Сочи, она возглавляет фестиваль «Бархатные сезоны». И все, кто участвовал в нашем первом конкурсе, были допущены к участию в этом фестивале. И сейчас даже, наши участники получают возможность бесплатно показываться на неделях у Достмана (Неделя моды в Москве), за что мы ему очень благодарны, у Шумского (Александр Шумский – президент Mercedes-Benz Fashion Week Russia) за многие годы дружбы с ним. Нам очень многие помогают – Людмила Иванова создала вместе с Вячеславом Зайцевым Национальную академию индустрии моды. Я вице-президент этой академии. Людмила Арсентьевна до сих пор ведет работы в академии, а также помогает ведущим дизайнерам, отмечает молодых, проводит церемонию «Золотое веретено». Развернута большая деятельность.
И вот так, в каждом регионе, городе есть свои представительства, есть и друзья. Мы проводим работы и на Урале, и в Поволжье, и в Средней полосе России, и в Якутии. В Дагестане проводятся уникальные конкурсы, где участвуют бабушки, показывая национальные, а также свои свадебные костюмы. Из Армении, Грузии, Прибалтики, Украины всегда участвовали. Например, украинский дизайнер Лилия Пустовит – это просто бриллиант. Конечно же, мир меняется, отношения между странами меняются, но мода объединяет всех, она не знает границ. В ней нет ограничений по вероисповеданию, по тому, как работают дизайнеры. Поэтому мы открыты для всех.
— Как проходит XIII конкурс «Русский силуэт»?
— Вы знаете, у нас сроки сейчас поменялись – эскизный этап будет в мае 2020 года, финал состоится в марте 2021 года. Потому что у нас огромное количество участников, и мы не успеваем отсмотреть, выбрать. В Москве около 500 заявок – это все учебные заведения. Проходит он несколько дней, приглашаются все ведущие педагоги Москвы и Московской области. Туда входят и ПТУ, и колледжи. Конечно, больше всего заявок от Косыгинского университета (РГУ им. А.Н. Косыгина), мы очень благодарны ректору Валерию Белгородскому (Валерий Савельевич Белгородский – Профессор. Доктор социологических наук. Ректор РГУ им. А.Н. Косыгина), который всегда поддерживает все начинания «Русского силуэта». Многие его студенты – призеры и победители нашего конкурса, часто он нам предоставляет площадку.
— Планируется ли дефиле для московского полуфинала конкурса «Русский силуэт»?
— Конечно же, сначала эскизный этап, нашими ведущими специалистами проводится подбор в области дизайна, технологий. Все происходит в несколько этапов. Потом отшиваются коллекции, отсматриваются – это уже второй этап. И третий этап – выбор тех, кто допущен к участию в конкурсе. Не может быть такого, чтоб были допущены все; может быть 500 заявок, а до самого полуфинала допускаются всего лишь 30 человек. Зачем всех грузить, когда можно предоставить лучших из разных учебных заведений? Московский полуфинал мы проводим обычно в Академии художеств, мы благодарны Зурабу Константиновичу Церетели за поддержку. Я член-корреспондент этой академии, у нас взаимные дружеские отношения, и поэтому они нас поддерживают. Новые города, новые учебные заведения хотят участвовать, но мы их не принимаем и ограничиваем количество участников – в финал проходит около ста участников. Это вся Россия, Ближнее зарубежье и со всего мира – это много. И благодаря организации Любови Гречишниковой (Любовь Николаевна Гречишникова – режиссер-постановщик, главный режиссер-постановщик показов Недели моды в Москве) показ длится два часа. Представительное жюри со всего мира распределяет призы. Теперь мы перешли к электронному голосованию, как на ТЭФИ. Это удобно, в противном случае не возможно все считать. Вы представляете, какие цифры, сколько людей, и это займет много часов, а нам нужно быстро выявить призеров, чтобы не задерживать иностранцев, которые приехали, у них есть право выбора. Мы не можем влиять на каждый Дом моды, на каждого участника. Поэтому мы подсчитываем, чтобы выявить главного призера, а каждый Дом решает сам, кто ему подходит. Нас поддерживает и Союз дизайнеров, поэтому мода и наше движение – это коллективное творчество.
— 12 декабря 2019 года презентовали знаменитый календарь фонда «Русский силуэт», расскажите, пожалуйста, подробнее об этом проекте.
— Это стало традицией, мы уже столько выпустили календарей. Вообще сколько лет существует «Русский силуэт», столько календарей мы выпускали. Это очень интересное начинание, потому что мы брали российских дизайнеров и российских актрис, то есть как бы два начинания в одном. За это время более ста актрис участвовало в нашем проекте, и ведущие, и совсем молодые, начинающие. Календарь «Русский силуэт- 2020»– это работа Александра Мультикова, прекрасного фотографа. Съемки проходили в музее «Собрание» Давида Якобашвили, где представлена уникальная частная коллекция, самая большая в Москве. Столько редкостных экспонатов собрано в музее, это счастье там находиться. По-моему, очень удачная съемка. Каждый год у «календаря» – новая тема. Я помню тема «Айвазовский», все были воодушевлены. Темы разные, могут быть машины, всегда мы находим какую-то новую фишку и соединяем и моду, и артистов.
— Календарь на 2020 год вы делали совместно с господином Митрошенковым. А кто-то еще принял участие в спонсорстве, финансировании этого замечательного арт-проекта?
— Конечно же, фонду всегда помогали, это коллективное участие. За 20-летнее существование фонда мы только, по-моему, один раз получили господдержку и безгранично благодарны, и хотели бы еще. Но сейчас другие времена, и если раньше мы могли рассчитывать на помощь банков, крупных компаний, то сейчас проблемы с выездом за рубеж и многие другие проблемы.
— Как участвует ваша семья в ваших проектах: конкурс, календарь, показ на кинофестивале?
— Показ на кинофестивале (Московский Международный кинофестиваль) – это отдельная строка, где присутствовали многие звезды: Джек Николсон, Шон Пенн, Джина Лоллобриджида – все они были в восторге от наших молодых дизайнеров. Ну конечно, Никита Сергеевич (Михалков) Московский кинофестиваль сам открывает. Когда я провожу в Гостином дворе финалы, он всегда приходит, дает интервью, поддерживает, потому что понимает, что это национальная программа, за ней стоит экономика страны. Он понимает, что мода и кино тоже связаны, потому что художник по костюмам – это не последний человек на съемочной площадке. И дети, даже если у них съемки, обязательно забегут, обязательно поддержат, отметятся, сфотографируются. Артем (Михалков) весь год занят фильмом «Мистер Нокаут», но он все же поддержал – на презентацию календаря пришел. И Наденька пришла, а Аня снималась в календаре, но у нее была съемка, и она не могла все бросить и прийти.
— «Русский силуэт» с кинофестивалем сотрудничает достаточно давно, расскажите подробнее об этом сотрудничестве.
Московский кинофестиваль и «Русский силуэт» взаимосвязаны и подпитывают друг друга. Мы считаем, что наши самые интересные идеи были на кинофестивале, потому что здесь не нужен переводчик, всегда интересно, участвуют и молодые, и профессионалы. Когда мы приезжали в Америку, многие вспоминали показы, например Джек Николсон, Лара Бойл, Кустурица, а его жена приходила, поддерживала показ, жена Пьера Ришара даже участвовала. Ходченкова, когда только начинала свою карьеру, еще не будучи звездой, блистала у нас на показе в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
— Что нас ждет в финале в 2021-м году?
— Нам предстоит за этот год много проехать по стране, посмотреть, отобрать. Мы надеемся, что будут выявлены новые таланты, и они будут отмечены. Мы, конечно, не разрабатываем тенденцию исходя из того, что модно, что принято в Европе, а стремимся поддержать креативных многообещающих молодых дизайнеров. Так что, думаю, будут новые имена.
— Недавно была опубликована большая статья в журнале «Москвич Mag» относительно Кузнецкого моста, относительно дома моды, и вообще много публикаций. Не возникала ли у Вас идея написать сценарий о том времени, о 60-х 70-х годах?
— Был же фильм, забыла, как он назывался, по-моему – «Красная королева», в котором то время было подробно освещено. Не все серии я успела посмотреть, но рейтинг был сумасшедший. Мне было интересно, потому что я многих угадывала в образах. Знаете, они были списаны действительно с конкретных лиц. Были освещены факты, о которых я даже не знала: почему эта манекенщица поехала, а не другая. Мне кажется, будут еще другие фильмы.
— Возникало ли у вас желание представить свое видение как рассказчика, как сценариста?
— Нет. Это другая профессия – писать сценарий. У меня все работают в кино, а я в моде. У меня уже есть 12 фильмов о конкурсе «Русский силуэт», можете их посмотреть в YouTube. Там представлен каждый конкурс, и я принимала участие в монтаже, освещении, подводках, концепции. Поэтому это как бы мои кинематографические работы.
У меня нет слов, чтобы выразить свою безграничную признательность фонду «Русский Силуэт» за ту поддержку, которую они мне оказали. Фонд предоставил мне, по сути, путевку в жизнь. Благодаря победе в конкурсе «Русский Силуэт» в 2006 году я сделал три бесплатных показа на Российской неделе моды. Зная, во сколько обходится участие в неделе моды, я считаю, что для молодого дизайнера нет лучше возможности выдвинуться, чем участие в конкурсе «Русский Силуэт». Поэтому у меня только самые теплые слова благодарности, которые я бы хотел адресовать лично Татьяне Евгеньевне Михалковой и Александру Викторовичу Митрошенкову. Это настоящие герои Российской моды! – Дизайнер Руслан Гуменный, победитель конкурса «Русский Силуэт» 2006 года.
— Татьяна Евгеньевна, вещи каких российских дизайнеров чаще всего встречаются в вашем гардеробе?
— Мне не хочется никого обидеть, потому что я их всех-всех обожаю, начиная с ведущих – Зайцев, Юдашкин, Овсиев (Viva Vox), Парфенова, Янина, ее показывают в Париже два раза в год, а мы об этом молчим, не кричим. Настя Задорина, которая ворвалась просто в мир моды. Мы с ней начинали еще лет 10 назад. Виктория Андреянова – тоже наш ведущий дизайнер. Пальто – это ее фишка. Ну, их очень много, просто не хочется никого обидеть, особенно молодых, которые делают потрясающие коллекции. Кажется, что-то возьмешь из коллекции, и она уже не будет полной. Обожаю наших дизайнеров, обожаю творчески подходить к выбору вещей и считаю, что их не должно быть много в гардеробе. И даже у членов королевской семьи, которые должны часто менять свой гардероб, проскальзывает мысль: в одной и той же вещи можно появиться на презентациях несколько раз. Это не должно критиковаться журналистами, потому что сейчас все борются за экологию, за бережное отношение к природе, к миру. Давайте любить наших дизайнеров!
Очень интересная статья, замечательный посыл, исторические фотографии. Спасибо!