Иммерсивный документальный фильм «Каннингем» о культовом американском танцоре и хореографе Мерсе Каннингеме (Merce Cunningham), создателе собственного стиля свободного танца, представляет архивные кадры и современные реинкарнации 14 его знаковых работ. Фильм снят в 3D и показывает аспекты хореографии, которые трудно передать в обычном кино.
«Каннингем» воспроизводит абстрактные работы первопроходца современного танца, великолепно передавая видение этого необычного художника. «Мы ничего не интерпретируем; мы делаем нечто сами», – говорит голос Мерса за кадром. Фильм русского режиссера Аллы Ковган (Alla Kovgan) не столько передает хореографию, сколько предлагает ее кинематографический аналог. Камера, передвигаясь сквозь танец, дает погружение в пространство, ощущение движения воздуха вокруг танцора.
Экран плоский, а пространство трехмерное и бесконечное. Закамуфлированные человеческие фигуры в море цвета должны смешиваться с фоном, но они заметны и хаотично двигаются. Хотя бы ради фрагмента этого захватывающего танца Summerspace, поставленного Мерсом в 1958-м, необходимо было снимать документальный фильм о Каннингеме в 3-D. Технология передает аспекты его эстетики, которые иначе трудно воспроизвести на экране, хотя черно-белые архивные хроники живых выступлений тоже впечатляющи.
Новаторство Каннингема заключалось в переосмыслении пространственной организации представления на сцене, в результате которого танцоры сталкиваются и двигаются в любых направлениях и часто происходит сразу несколько действий. И в том, что в его танце движения не были связаны с музыкой. Каннингем стал использовать в хореографии так называемый «случайный метод». Он смешал классический балет с нетрадиционными движениями туловища, тем самамым определив стиль, часто обозначаемый как авангард, хотя сам он уклонялся от этого определения. Танцор начал свою карьеру в конце 1930-х годов и работал до самой смерти в 2009-м. Фильм Ковган исследуетет расцвет нью-йоркской танцевальной труппы Каннингема, сосредоточиваясь на произведениях, созданных им в 1942 — 1972 годах. Его подход привлек внимание и сотрудничество выдающихся художников того времени, таких как Энди Уорхол (Andy Warhol) и Роберт Раушенберг (Robert Rauschenberg).
Человека за пределами танцевальной студии в фильме мы практически не видим. Сложные отношения с композитором Джоном Кейджем (John Cage), партнером Каннингема по жизни, лишь упоминаются. Точно так же, напряженные моменты между Каннингемом и его танцорами не скрыты, но и никак не показаны.
С другой стороны, возможно Мерс был слишком загадочным, он имел репутацию холодного и отстраненного человека, что отражено таким образом в фильме, и его нежелание объяснять своё искусство хорошо задокументировано. «Я не описываю то, что делаю, — говорит его голос за кадром. — Я это делаю».
Ковган реконструировала произведения Каннингема — вернее их фрагменты — с современными танцорами в серии живописных локаций: лес во Франции, тоннель метро в Гамбурге, крыша в Нью-Йорке. Похожую технику использовал Вим Вендерс (Wim Wenders) в фильме о Пине Бауш (Pina Bausch) «Пина». Что удивляет — так это насколько органично существуют танцы Каннингема как в позолоченном зале дворца, так и в самолетном ангаре. Движения танцоров не сосредоточены на окружении, они наполняют пространство энергией.
Элегантность операторской работы Мко Малхасяна (Mko Malkhasyan) позволяет нам наблюдать за танцем со всех сторон, этот эффект усиливается магией 3-D, превращая эти отрывки в визуальные стихи.
Сейчас фильм ездит по фестивалям, идет в разных странах. Идите на этот фильм, даже если Вы ничего не понимаете в танцах, это также вдохновляющее кино о преданности своим идеям и своему делу. В России в широком прокате с 6 февраля 2020 года.