В Самаре в здании Фабрики-кухни открылся филиал Третьяковской галереи. Фабрика-кухня – уникальное архитектурное сооружение в форме серпа и молота, бывшее предприятие общепита, проект которого разработала первая в России женщина-архитектор Екатерина Максимова. Восстановление знаменитого шедевра конструктивизма в Самаре стало возможно при поддержке Сбера и теперь, по окончании реставрационных работ, филиал главного музея страны проводит публичные мероприятия и открыт для жителей Самары и туристов. На открытии нового пространства гости увидели не только Фабрику-кухню в ее первозданной красоте, но премьерный показ перформанса Анны Абалихиной «Утопия на ужин», специально созданного для этого события. С помощью движения, музыки и арт-объектов зрителю продемонстрировали прошлую, настоящую и будущую жизнь этого здания.
До 10 октября работает выставка «Живое Вещество». Это совместный проект с Политехническим музеем и галереей «Триумф». В состав экспозиции вошли более 300 произведений 55 художников из разных стран. Масштабный выставочный проект направлен на художественное осмысление изменений, которые происходят в экосистемах нашей планеты из-за жизнедеятельности человека. Название проекта обращается к философскому наследию В. Вернадского, ученого, сформулировавшего концепцию биосферы как «живого вещества». Благодаря представленным на выставке произведениям, мы сопереживаем всему разнообразию Земли, становимся обитателями малознакомой среды, обретаем новый опыт. В экспозиции представлены произведения, выполненные в различных техниках и жанрах, параллельно организована образовательная программа для детей и взрослых. А чтобы компенсировать углеродный след проекта компания-партнер высадит хвойные деревья.
До 9 января 2022 открыта выставка Юрия Пименова, выдающегося живописца «оттепели», графика, художника театра и кино, выпускника ВХУТЕМАСа, академика и лауреата государственных премий. Ретроспектива мастера с начала 1920-х и до конца 1970-х годов открывает публике его творческий поиск пластического языка, соответствующего атмосфере эпохи. Картины Юрия Пименова – живые фрагменты его современности, наполненные деталями и красками. Главным источником вдохновения он полагал «обыкновенное течение жизни». Его произведения – итог впечатлений от случайных встреч, историй о людских судьбах, путешествий в разные страны. Раздел «Новый реализм. 1920-е» представляет ранний, «остовский» период в искусстве Пименова, для которого характерна передача движения, особый динамизм образов. Восемь из многих уничтоженных художником работ были воспроизведены для этой выставки на металлических листах по фотографиям из журналов и каталогов. Переосмыслив свое раннее творчество, художник отдает предпочтение импрессионизму, светлой и воздушной живописи.
Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Музей современного искусства «Гараж» и Дом культуры «ГЭС-2» объединились в «Музейную четверку» (или М4). Основу проекта составляют авторские маршруты, которые включают в себя известные и необычные городские локации, музейные собрания и временные экспозиции, музыкальные и перформативные события, а также просветительские мероприятия. Готовится к запуску сайт «Музейной четверки».
«Мы отличаемся от музейных миль в других столицах мира — мы все расположены вдоль линии Москвы-реки, которая дает иную перспективу, расширяя горизонты, — рассказала генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. — Расширение горизонта — одна из очень важных задач. Это инициатива, которая серьезно поможет взаимодействию зрителей со всеми нами, нашему взаимодействию с городом. Мы неслучайно заявляем о своем объединении, предлагая сразу же четыре интереснейших маршрута».
К 165-летнему юбилею со дня своего основания Третьяковская галерея подготовила яркий и неожиданный проект – выставку-маршрут «Отвергнутые шедевры…», который проложен по постоянной экспозиции в историческом здании музея в Лаврушинском переулке. Выставка предлагает посетителям пройти по залам классического искусства галереи и увидеть самые неоднозначные и остро обсуждаемые в России во второй половине XIX – начале XX века произведения, которые нашими современниками воспринимаются как хрестоматийные шедевры. Сегодня трудно поверить, что эти картины когда-то были опальными и гонимыми. Большая часть включенных в маршрут работ была приобретена Третьяковым именно тогда, когда их не принимали и критиковали. Такой факт демонстрирует удивительное художественное чутье и смелость коллекционера. Маршрут выставки начинается в зале 16 и на всём его протяжении возле экспонатов расположены специальные стойки с QR-кодами.
Галерея запустила специальный проект T Lates – поздние вечера в Новой Третьяковке для молодежной аудитории. Новый формат проведения вечернего досуга в музее после его закрытия сочетает в себе образовательные мероприятия и вовлечение в художественный процесс под руководством известных театральных режиссеров, композиторов, музыкантов, артистов. Спецпроект открылся циклом из четырех событий: «Амазонки», «Память», «Чувства» и «Мы – будущее». Каждое посвящено произведениям из постоянной экспозиции «Искусство XX века» и обращено к главным выставкам этого сезона, которые ждут нас в ноябре – «Михаил Врубель» и «Многообразие/Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж».